Певческое дыхание
Певческое дыхание является основой вокального искусства. Правильная постановка дыхания обеспечивает свободу голосового аппарата, помогает создать опору звука и раскрепостить мышцы. Работа над певческим дыханием включает развитие диафрагмального (нижнереберного) дыхания, управление выдохом и снятие мышечных зажимов.
Упражнения для раскрепощения певческого выдоха
Упражнение «Трубач»
Сидя, руки сложить «в трубу», поднимать вверх при вдохе, медленно опускать при выдохе, выдыхать со звуком «у-у-у». Повторять 6-8 раз.
Упражнение «Каша кипит»
Сидя, одна рука на животе, другая на груди. Вдох, при выдохе произносить «ф-ф-ф», держать осанку. Следите за тем, чтобы дыхание было диафрагмальным, живот при вдохе расширяется, при выдохе сжимается.
Упражнения для создания чувства опоры певческого голоса
Упражнение «Собачка»
Короткое учащенное дыхание с открытым ртом (как собака в жару). Почувствуйте активную работу диафрагмы и нижних ребер. Это упражнение помогает найти ощущение опоры звука.
Пение на опоре с согласными
Пропевание звука с активной артикуляцией согласных «в», «з», «ж» на удобной высоте. Следите за ощущением опоры в области диафрагмы.
Упражнения для раскрепощения мышечных зажимов
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Универсальный комплекс для распевки и снятия зажимов. Включает серию коротких, активных вдохов носом с различными движениями тела. Помогает восстановить носовое дыхание, улучшить работу бронхов, нормализовать кровообращение и снять напряжение.
Расслабление через звук «ха»
Стоя, руки подняты вверх. На вдохе потянуться, на выдохе резко опустить руки и корпус вниз со звуком «ха!». Упражнение снимает зажимы в плечевом поясе и диафрагме.
Фразировка
Фразировка — это искусство музыкального высказывания, умение осмысленно и выразительно исполнять музыкальные фразы. Правильная фразировка включает работу с дыханием, паузами, динамикой и эмоциональной окраской. Вокалист должен уметь распределять дыхание на всю фразу, выделять кульминации и создавать естественный музыкальный рисунок.
Работа с фразой (ноты и выражение)
Пропевание коротких музыкальных фраз с паузами. Работа с рисунком фразы, динамикой и выразительностью. Важно почувствовать начало, развитие и завершение каждой фразы.
Упражнение на распределение дыхания
Пропевание длинных фраз на одном дыхании с постепенным увеличением протяженности. Начните с фразы на 4 счета, затем 6, 8 и более.
Работа с кульминацией фразы
В каждой музыкальной фразе есть смысловая и динамическая кульминация. Практикуйте осознанное выделение кульминационной точки через усиление звука, изменение тембра или эмоциональной окраски.
Развитие контроля над атакой звука
Атака звука — это момент начала звучания, способ взятия звука. Различают три типа атаки: твердую (резкое смыкание связок), мягкую (постепенное смыкание) и придыхательную (связки смыкаются после начала выдоха). Контроль над атакой звука необходим для чистоты интонации, выразительности и разнообразия звучания.
Стаккато на гласных
Короткая атака звука на гласные a, o, u, e. Пробуйте на разных высотах диапазона. Звук должен быть четким, коротким и точным, как удар молоточка.
Контраст атак: мягкая — твердая
Чередование мягкой и твердой атаки на одной ноте. Почувствуйте разницу в работе связок и характере звука. Мягкая атака — звук начинается плавно, твердая — резко и четко.
Упражнение на точность атаки
Пропевание интервалов (терция, кварта, квинта) с четкой атакой каждого звука. Следите, чтобы первый звук брался точно, без подъезда.
Формирование тембра
Тембр голоса — это его индивидуальная окраска, которая делает голос узнаваемым. Работа над тембром включает выравнивание звучания на всем диапазоне, работу с резонаторами и формирование единой вокальной позиции. Особое внимание уделяется выравниванию гласных, чтобы все гласные звучали в одной позиции и с одинаковой яркостью.
Общие упражнения на формирование тембра
Пение в резонаторы
Упражнения с носовыми сонорными согласными (м, н) для активизации головных резонаторов. Звук должен «звенеть» в маске лица.
Работа с позицией звука
Упражнение на поиск высокой вокальной позиции. Представьте, что звук направлен в переносицу, лоб, в «купол» неба.
Упражнения на выравнивание гласных
Выравнивание гласных
Певучее соединение разных гласных на одной ноте, например: а-о-и-е-у. Все гласные должны звучать в одной позиции, с одинаковым тембром и силой.
Пение гласных на интервалах
Переход между нотами на разных гласных с сохранением единой позиции. Используйте трезвучия и арпеджио.
Округление гласных
Пение светлых гласных (и, е) с округлением, характерным для темных гласных (о, у). Помогает сгладить резкость звучания.
Формирование диапазона
Развитие диапазона — важнейшая задача вокального обучения. Расширение диапазона происходит постепенно, через работу со связкой регистров, укрепление крайних нот и постоянное использование опоры. Важно не форсировать звук, а развивать диапазон естественно, сохраняя здоровье голосового аппарата.
Упражнения на связку регистров
Связка регистров через переходные ноты
Переходы между грудным и головным регистром на гамме или арпеджио. Пойте плавно, сглаживая переход между регистрами. Не допускайте резкого «перелома» звука.
Упражнение «Сирена»
Плавное скольжение голосом от низких нот к высоким и обратно на гласную «у» или «о». Упражнение помогает почувствовать микстовое звучание в переходной зоне.
Упражнения на укрепление крайних нот
Укрепление крайних нот диапазона
Пение крайних (верхних и нижних) нот диапазона с опорой. Начинайте с коротких звуков, постепенно увеличивая длительность. Не форсируйте звук!
Работа с верхними нотами через призвук
Подход к верхним нотам через скачок сверху (призвук). Техника помогает взять высокую ноту без напряжения.
Упражнения на использование опоры
Диапазонные упражнения с опорой
Пропевание широких интервалов (октава, децима) с активной работой диафрагмы. Чем выше берете ноту, тем сильнее должна быть опора.
Пение с физической нагрузкой
Пение простых упражнений в положении наклона или приседания для усиления ощущения опоры. Помогает зафиксировать правильное дыхание.
Артикуляция
Четкая артикуляция необходима для понимания текста и выразительности исполнения. Артикуляционная гимнастика развивает подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого неба), делает речь в пении разборчивой и естественной. Регулярные упражнения помогают избежать вялой или зажатой артикуляции.
Языковая гимнастика
Скороговорки и специальные движения языком помогают развить его подвижность и координацию. Выполняйте упражнения перед зеркалом.
• Круговые движения языком по губам (по часовой и против часовой стрелки)
• «Часики» — язык движется влево-вправо
• «Качели» — язык поднимается к верхним зубам и опускается к нижним
• «Лошадка» — цоканье языком
• Высовывание языка вперед и втягивание назад
Губная гимнастика
Упражнения для развития подвижности губ, необходимой для четкого произношения и формирования правильной вокальной позиции.
• «Улыбка-трубочка» — чередование широкой улыбки и вытягивания губ вперед
• Вибрация губ (как лошадь фыркает)
• Массаж губ — покусывание верхней и нижней губы
• Круговые движения губами
Скороговорки для вокалистов
Проговаривание и пропевание скороговорок на разные группы звуков. Начинайте медленно, постепенно ускоряя темп, сохраняя четкость.
• На дворе трава, на траве дрова
• Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
• От топота копыт пыль по полю летит
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок
• Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила
Пение с активной артикуляцией
Пропевание гамм и упражнений с преувеличенно четкой артикуляцией на слоги с различными согласными.
Развитие точной интонации
Точная интонация — способность петь чисто, попадать в ноты. Развитие интонационного слуха требует постоянной практики, внимательного слушания себя и работы с инструментом. Важно развивать внутренний слух, умение предслышать ноту до ее взятия, и координацию между слухом и голосом.
Гаммы на точную высоту
Пение гамм по нотам с контролем высоты звучания. Используйте фортепиано или приложение-тюнер для проверки точности. Пойте медленно, следя за каждой нотой.
Пение интервалов
Отработка чистого интонирования интервалов: секунда, терция, кварта, квинта, октава. Сначала играйте и пойте с инструментом, затем пойте без поддержки.
Упражнение на внутренний слух
Пение с паузами. Начните петь гамму вслух, затем продолжайте мысленно (про себя), потом снова вслух. Проверяйте, попали ли вы на нужную ноту.
Пение с дроном (опорным звуком)
Пение мелодий или упражнений под непрерывный опорный звук (тонику). Помогает развить ощущение тональности и стабильность интонации.
Освоение техники филирования звука
Филирование звука (messa di voce) — вокальная техника плавного усиления и ослабления звука на одной ноте. Это виртуозный прием, демонстрирующий контроль над дыханием, динамикой и тембром. Филирование широко используется в классическом вокале и требует отличной координации и опоры дыхания.
Филирование звука (messa di voce)
Плавное усиление и ослабление звука на одном тоне. Начните с тихого звучания (piano), постепенно усиливайте до forte, затем так же плавно возвращайтесь к piano. Звук должен оставаться стабильным по высоте и тембру.
Контроль дыхания при филировании
Упражнение на медленный, контролируемый выдох с постепенным изменением громкости. Следите за равномерным расходованием дыхания.
Филирование на разных гласных
Отработка техники филирования на всех основных гласных. Каждая гласная требует своей настройки резонаторов при сохранении плавности перехода динамики.
Филирование в разных регистрах
Практика филирования на низких, средних и высоких нотах диапазона. На высоких нотах особенно важно сохранять опору при ослаблении звука.