Упражнения в эстрадном вокале

Упражнения в эстрадном вокале

Методическое пособие для дипломной работы

Певческое дыхание

Певческое дыхание является основой вокального искусства. Правильная постановка дыхания обеспечивает свободу голосового аппарата, помогает создать опору звука и раскрепостить мышцы. Работа над певческим дыханием включает развитие диафрагмального (нижнереберного) дыхания, управление выдохом и снятие мышечных зажимов.

Упражнения для раскрепощения певческого выдоха

Техника диафрагмального дыхания: правильная осанка и положение

Упражнение «Трубач»

Сидя, руки сложить «в трубу», поднимать вверх при вдохе, медленно опускать при выдохе, выдыхать со звуком «у-у-у». Повторять 6-8 раз.

Упражнение «Каша кипит»

Сидя, одна рука на животе, другая на груди. Вдох, при выдохе произносить «ф-ф-ф», держать осанку. Следите за тем, чтобы дыхание было диафрагмальным, живот при вдохе расширяется, при выдохе сжимается.

Упражнения для создания чувства опоры певческого голоса

Упражнение «Собачка»

Короткое учащенное дыхание с открытым ртом (как собака в жару). Почувствуйте активную работу диафрагмы и нижних ребер. Это упражнение помогает найти ощущение опоры звука.

Выполнять 15-20 секунд, затем спокойный выдох. Повторить 3-4 раза.

Пение на опоре с согласными

Пропевание звука с активной артикуляцией согласных «в», «з», «ж» на удобной высоте. Следите за ощущением опоры в области диафрагмы.

Пример: в-в-в-в (на одной ноте), затем з-з-з-з, ж-ж-ж-ж. Длительность каждого звука 4-6 секунд.

Упражнения для раскрепощения мышечных зажимов

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Универсальный комплекс для распевки и снятия зажимов. Включает серию коротких, активных вдохов носом с различными движениями тела. Помогает восстановить носовое дыхание, улучшить работу бронхов, нормализовать кровообращение и снять напряжение.

Основные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи»

Расслабление через звук «ха»

Стоя, руки подняты вверх. На вдохе потянуться, на выдохе резко опустить руки и корпус вниз со звуком «ха!». Упражнение снимает зажимы в плечевом поясе и диафрагме.

Повторить 5-7 раз. После выполнения сделать несколько спокойных вдохов-выдохов.

Фразировка

Фразировка — это искусство музыкального высказывания, умение осмысленно и выразительно исполнять музыкальные фразы. Правильная фразировка включает работу с дыханием, паузами, динамикой и эмоциональной окраской. Вокалист должен уметь распределять дыхание на всю фразу, выделять кульминации и создавать естественный музыкальный рисунок.

Фразировка и выразительное исполнение в эстрадном вокале

Работа с фразой (ноты и выражение)

Пропевание коротких музыкальных фраз с паузами. Работа с рисунком фразы, динамикой и выразительностью. Важно почувствовать начало, развитие и завершение каждой фразы.

См. нотный пример «Дроздок» — русская народная песня с акцентом на фразировку и выразительное исполнение

Упражнение на распределение дыхания

Пропевание длинных фраз на одном дыхании с постепенным увеличением протяженности. Начните с фразы на 4 счета, затем 6, 8 и более.

Пример: пропеть гамму вверх и вниз на одном дыхании на гласную «а» или «о»

Работа с кульминацией фразы

В каждой музыкальной фразе есть смысловая и динамическая кульминация. Практикуйте осознанное выделение кульминационной точки через усиление звука, изменение тембра или эмоциональной окраски.

Возьмите простую мелодию и экспериментируйте с расположением кульминации в разных местах фразы

Развитие контроля над атакой звука

Атака звука — это момент начала звучания, способ взятия звука. Различают три типа атаки: твердую (резкое смыкание связок), мягкую (постепенное смыкание) и придыхательную (связки смыкаются после начала выдоха). Контроль над атакой звука необходим для чистоты интонации, выразительности и разнообразия звучания.

Стаккато на гласных

Короткая атака звука на гласные a, o, u, e. Пробуйте на разных высотах диапазона. Звук должен быть четким, коротким и точным, как удар молоточка.

Пример: а-а-а-а-а (на одной ноте в ритме четвертей), затем переходить на другие гласные

Контраст атак: мягкая — твердая

Чередование мягкой и твердой атаки на одной ноте. Почувствуйте разницу в работе связок и характере звука. Мягкая атака — звук начинается плавно, твердая — резко и четко.

Пропойте одну и ту же ноту: сначала с мягкой атакой (хо-о-о), затем с твердой (то!).

Упражнение на точность атаки

Пропевание интервалов (терция, кварта, квинта) с четкой атакой каждого звука. Следите, чтобы первый звук брался точно, без подъезда.

До-ми-до, до-фа-до, до-соль-до на слог «ма» или «на»

Формирование тембра

Тембр голоса — это его индивидуальная окраска, которая делает голос узнаваемым. Работа над тембром включает выравнивание звучания на всем диапазоне, работу с резонаторами и формирование единой вокальной позиции. Особое внимание уделяется выравниванию гласных, чтобы все гласные звучали в одной позиции и с одинаковой яркостью.

Общие упражнения на формирование тембра

Пение в резонаторы

Упражнения с носовыми сонорными согласными (м, н) для активизации головных резонаторов. Звук должен «звенеть» в маске лица.

Мычание на разных нотах: ммм-ммм-ммм, переход с м на гласные: ми-мэ-ма-мо-му

Работа с позицией звука

Упражнение на поиск высокой вокальной позиции. Представьте, что звук направлен в переносицу, лоб, в «купол» неба.

Пропевать на слоги «ни», «ми», «зи» восходящие и нисходящие пассажи

Упражнения на выравнивание гласных

Правильное положение рта при пении гласных звуков

Выравнивание гласных

Певучее соединение разных гласных на одной ноте, например: а-о-и-е-у. Все гласные должны звучать в одной позиции, с одинаковым тембром и силой.

Медленно пропевайте цепочку гласных на одной ноте: а-а-а-о-о-о-и-и-и-е-е-е-у-у-у, следите за единством звучания

Пение гласных на интервалах

Переход между нотами на разных гласных с сохранением единой позиции. Используйте трезвучия и арпеджио.

До-ми-соль-ми-до на гласные: первый раз на «а», второй на «о», третий на «и» и т.д.

Округление гласных

Пение светлых гласных (и, е) с округлением, характерным для темных гласных (о, у). Помогает сгладить резкость звучания.

Пойте «и» с ощущением округления губ, как при «у», но сохраняя позицию «и»

Формирование диапазона

Развитие диапазона — важнейшая задача вокального обучения. Расширение диапазона происходит постепенно, через работу со связкой регистров, укрепление крайних нот и постоянное использование опоры. Важно не форсировать звук, а развивать диапазон естественно, сохраняя здоровье голосового аппарата.

Упражнения на связку регистров

Расширение вокального диапазона: связка регистров

Связка регистров через переходные ноты

Переходы между грудным и головным регистром на гамме или арпеджио. Пойте плавно, сглаживая переход между регистрами. Не допускайте резкого «перелома» звука.

Гамма до мажор вверх и вниз на слог «ма» или «на». Переходная зона для женщин — ми-фа-соль первой октавы, для мужчин — ми-фа-соль малой октавы.

Упражнение «Сирена»

Плавное скольжение голосом от низких нот к высоким и обратно на гласную «у» или «о». Упражнение помогает почувствовать микстовое звучание в переходной зоне.

Начните с удобной низкой ноты, плавно поднимайтесь вверх на всем диапазоне и так же плавно спускайтесь вниз без толчков

Упражнения на укрепление крайних нот

Укрепление крайних нот диапазона

Пение крайних (верхних и нижних) нот диапазона с опорой. Начинайте с коротких звуков, постепенно увеличивая длительность. Не форсируйте звук!

Для верхних нот: короткие стаккато на «и», «ми», затем более длинные звуки. Для нижних: пение на «о», «у» с максимальным расслаблением

Работа с верхними нотами через призвук

Подход к верхним нотам через скачок сверху (призвук). Техника помогает взять высокую ноту без напряжения.

Быстро возьмите ноту на тон выше нужной, затем соскользните на целевую ноту. Например, для взятия «до» второй октавы быстро пропойте «ре» и сразу «до»

Упражнения на использование опоры

Диапазонные упражнения с опорой

Пропевание широких интервалов (октава, децима) с активной работой диафрагмы. Чем выше берете ноту, тем сильнее должна быть опора.

Октавные скачки: до-до-до (нижнее-верхнее-нижнее) на слоги с согласными «бра», «зда», «гва»

Пение с физической нагрузкой

Пение простых упражнений в положении наклона или приседания для усиления ощущения опоры. Помогает зафиксировать правильное дыхание.

Легкий наклон вперед, руки на пояс. Пропевайте гамму или арпеджио, чувствуя работу мышц пресса

Артикуляция

Четкая артикуляция необходима для понимания текста и выразительности исполнения. Артикуляционная гимнастика развивает подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого неба), делает речь в пении разборчивой и естественной. Регулярные упражнения помогают избежать вялой или зажатой артикуляции.

Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка и губ

Языковая гимнастика

Скороговорки и специальные движения языком помогают развить его подвижность и координацию. Выполняйте упражнения перед зеркалом.

Упражнения для языка:
• Круговые движения языком по губам (по часовой и против часовой стрелки)
• «Часики» — язык движется влево-вправо
• «Качели» — язык поднимается к верхним зубам и опускается к нижним
• «Лошадка» — цоканье языком
• Высовывание языка вперед и втягивание назад

Губная гимнастика

Упражнения для развития подвижности губ, необходимой для четкого произношения и формирования правильной вокальной позиции.

Упражнения для губ:
• «Улыбка-трубочка» — чередование широкой улыбки и вытягивания губ вперед
• Вибрация губ (как лошадь фыркает)
• Массаж губ — покусывание верхней и нижней губы
• Круговые движения губами

Скороговорки для вокалистов

Проговаривание и пропевание скороговорок на разные группы звуков. Начинайте медленно, постепенно ускоряя темп, сохраняя четкость.

Примеры скороговорок:
• На дворе трава, на траве дрова
• Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
• От топота копыт пыль по полю летит
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок
• Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила

Пение с активной артикуляцией

Пропевание гамм и упражнений с преувеличенно четкой артикуляцией на слоги с различными согласными.

Пойте гамму на слоги: бра-брэ-бри-бро-бру, затем зда-здэ-зди-здо-зду, гра-грэ-гри-гро-гру

Развитие точной интонации

Точная интонация — способность петь чисто, попадать в ноты. Развитие интонационного слуха требует постоянной практики, внимательного слушания себя и работы с инструментом. Важно развивать внутренний слух, умение предслышать ноту до ее взятия, и координацию между слухом и голосом.

Гаммы на точную высоту

Пение гамм по нотам с контролем высоты звучания. Используйте фортепиано или приложение-тюнер для проверки точности. Пойте медленно, следя за каждой нотой.

Мажорная гамма: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до (вверх и вниз). Проверяйте каждую ноту на инструменте, добивайтесь идеального унисона

Пение интервалов

Отработка чистого интонирования интервалов: секунда, терция, кварта, квинта, октава. Сначала играйте и пойте с инструментом, затем пойте без поддержки.

Играйте на фортепиано два звука (например, до-ми), пойте вместе, затем пойте без инструмента. Проверьте точность

Упражнение на внутренний слух

Пение с паузами. Начните петь гамму вслух, затем продолжайте мысленно (про себя), потом снова вслух. Проверяйте, попали ли вы на нужную ноту.

До-ре-ми (вслух), фа-соль (про себя), ля-си-до (вслух). Проверьте последнюю ноту на инструменте

Пение с дроном (опорным звуком)

Пение мелодий или упражнений под непрерывный опорный звук (тонику). Помогает развить ощущение тональности и стабильность интонации.

Включите непрерывный звук «до» (можно найти треки "drone C" на YouTube), пойте гамму или простую мелодию, постоянно слушая опорный звук

Освоение техники филирования звука

Филирование звука (messa di voce) — вокальная техника плавного усиления и ослабления звука на одной ноте. Это виртуозный прием, демонстрирующий контроль над дыханием, динамикой и тембром. Филирование широко используется в классическом вокале и требует отличной координации и опоры дыхания.

Филирование звука (messa di voce): контроль динамики

Филирование звука (messa di voce)

Плавное усиление и ослабление звука на одном тоне. Начните с тихого звучания (piano), постепенно усиливайте до forte, затем так же плавно возвращайтесь к piano. Звук должен оставаться стабильным по высоте и тембру.

Возьмите удобную ноту в середине диапазона (например, ля первой октавы для женщин, ре малой для мужчин). Схема: p < f > p. Длительность около 8-12 секунд

Контроль дыхания при филировании

Упражнение на медленный, контролируемый выдох с постепенным изменением громкости. Следите за равномерным расходованием дыхания.

Начните с тихого звука на гласную «о» или «у», медленно увеличивайте громкость, не теряя опоры. Ощущение: диафрагма постепенно поднимается, но остается под контролем

Филирование на разных гласных

Отработка техники филирования на всех основных гласных. Каждая гласная требует своей настройки резонаторов при сохранении плавности перехода динамики.

Выполните упражнение messa di voce последовательно на гласных: а, э, и, о, у. Следите за сохранением позиции звука

Филирование в разных регистрах

Практика филирования на низких, средних и высоких нотах диапазона. На высоких нотах особенно важно сохранять опору при ослаблении звука.

Выберите по одной удобной ноте в низком, среднем и высоком регистре. Выполните филирование на каждой, обращая внимание на особенности каждого регистра

Дополнительные материалы

Техника работы с микрофоном в эстрадном вокале

Техника работы с микрофоном

Правильная работа с микрофоном — ключевой навык современного эстрадного вокалиста. Важно знать оптимальное расстояние до микрофона, угол наклона, способы контроля динамики и избегания обратной связи.